Skip to content
Penhome
Penhome
  • Интерьеры
  • Ландшафты
  • Материалы
  • Мебель
  • Отделка
  • О нас
  • Контакты
Penhome

Витражи: виды, техники и где их используют

awaiG,
Просмотров: 7
Новости МирТесен

Изображение: img.freepik.com
Содержание:
  • Классический витраж
  • Тиффани
  • Фьюзинг
  • Пескоструй
  • Расписные
  • Пленочные
  • Заливные
  • Фотопечать
  • Фацетные витражи
  • Матирование стекла
  • 3D-витражи
  • Комбинированные
  • Коллажи
  • Литые

Что такое витраж? Это термин охватывает разнообразные техники и подходы декоративной отделки таких поверхностей, как стекло или зеркало. Уникальные свойства этих материалов подразумевают различные приемы их обработки, которые используются, как в отдельности, так и путем смешивания или комбинирования разных техник.

Виды витражных технологий

Фьюзинг

Заливные витражи

Расписные витражи

Матирование

Пленочные витражи

Пескоструй

Классический (или наборный)

Тиффани

Комбинированные витражи

Фацетные витражи

Фотопечать

Литые витражи

3D витражи

ПредыдущийСледующий
12345678910111213

Теперь давайте более детально изучим каждый метод по отдельности

Классический витраж

Один из древнейших методов создания витражей – классический, с использованием наборных элементов декорирования, изначально эта техника возникла еще в эпоху Средневековья. В основном она применялась при оформлении церковных зданий, храмов и соборов. Сегодня классические витражи можно увидеть на окнах, посетив старинные замки, храмы и усадьбы Европы. Технология изготовления практически не изменилась, хотя сейчас в ней используются новые материалы и инструменты.

Создание традиционного витража включает в себя ряд последовательных этапов:

  • изготавливается эскиз;
  • в соответствии с эскизом выкладывается узор из металлического профиля;
  • в профиль вставляются вырезанные стеклянные детали, при этом места их стыков спаиваются;
  • далее осуществляется процесс художественной росписи витража.

Для производства металлического профиля используют медь, свинец и латунь. По форме поперечного сечения профиль схож с буквой Н, поэтому его и называют Н-образным. Цветные стеклянные элементы фиксируются в нижних и верхних пазах этого профиля. В местах соединения стеклянные детали спаиваются, что обеспечивает их надежную фиксацию относительно протяжки. Такая технология позволяет удерживать стекла толщиной до 4 мм, что делает ее достаточно надежной. Однако, классическая технология витража имеет и недостаток: жесткий профиль не дает возможности создавать плавные, изогнутые контуры изображения. Средневековые мастера использовали для изготовления витражей исключительно свинцовый профиль, который также обладает рядом ограничений, в частности, он достаточно мягкий и не отличается прочностью. Помимо этого, большая ширина профиля (4–6 мм) не соответствует требованиям к аккуратности швов. Поэтому в настоящее время свинцовый профиль в основном применяется для реставрации старинных витражей.

Классический витраж строится на использовании разноцветного стекла, что определяет не только его эстетическое восприятие, но и способность пропускать свет. В настоящее время наблюдается значительное разнообразие в выборе витражных стекол. Но наиболее качественными считаются стекла таких марок, как Glashutte Lamberts, Spectrum, Wissmach,,Armstrong, Uroboros, которые не выцветают, представляя собой стекла, окрашенные в массе, а не с использованием односторонней окраски или пленочной аппликации.

Для создания больших витражных композиций наилучшим выбором является технология классического витража.

Тиффани

Техника Тиффани получила свое название в честь ее изобретателя и основателя Луиса Комфорта Тиффани, который в конце XIX века впервые разработал опаловое стекло с уникальными эстетическими характеристиками. Внутреннее свечение стекла и широкая палитра оттенков вызывали восхищение. В наши дни эта техника приобрела значительную популярность благодаря своим высоким декоративно-художественным достоинствам. Витражи Тиффани отличаются высокой степенью реалистичности изображений и выразительностью графики создаваемых композиций, что достигается за счет использования даже самых мелких фрагментов стекла, а также выпуклых и вогнутых элементов. В целом, витражи Тиффани с художественной точки зрения сопоставимы с картинами, написанными на холсте, и являются подлинными произведениями искусства. Следует отметить, что техника практически полностью основана на ручном труде, являясь авторской работой. Каждый витраж поистине уникален и неповторим, поскольку даже опытному мастеру-профессионалу не удастся воспроизвести его в точности. Процесс создания витражей Тиффани включает в себя несколько этапов:

  • создается эскиз;
  • эскиз разбивается на несколько фрагментов;
  • детали витража вырезаются из стекла;
  • стеклянные фрагменты обтачиваются на специальном станке до придания нужной формы и размера;
  • каждый стеклянный элемент оборачивается медной клейкой лентой;
  • детали соединяются друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя.

В отличие от традиционных витражей, витражи Тиффани не требуют использования направляющих профилей. Эта технология позволяет применять даже самые незначительные элементы, что наделяет витражное стекло исключительной сложностью создаваемого рисунка. Различная толщина швов несомненно акцентирует внимание на ручной работе и подчеркивает эксклюзивность и неповторимость мозаики. Более тонкие швы достигаются благодаря специальной краске, которая наносится в местах соединения стеклянных элементов. Медная основа, в отличие от свинцовой, позволяет скреплять детали под разными углами, формируя эффект объемных и выпуклых витражных изображений. Кроме того, витражи, выполненные в технике Тиффани, отличаются высокой устойчивостью к перепадам высоких температур и внешним воздействиям. Несмотря на то, что витражи состоят из отдельных стеклянных фрагментов, они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна.

Фьюзинг

Техника фьюзинг позволяет создавать неповторимые, художественные композиции, которые смогут стать изящным дополнением к любому интерьеру. Основой процесса является спекание стеклянных элементов в фьюзинговой печи. Несмотря на то, что в наши дни техника фьюзинга относительно нова, её корни уходят в глубокую древность, поскольку при раскопках в гробницах фараонов археологи находили фрагменты изделий, выполненных в этой технике. Технология включает в себя несколько этапов:

  • разработка эскиза;
  • нарезка стеклянных деталей согласно эскизу;
  • сбор стеклянных заготовок;
  • процесс спекания.

Стеклянная основа располагается на ровной поверхности, а на нее выкладывается рисунок из заранее вырезанных разноцветных стеклянных элементов согласно разработанному эскизу. Чтобы стеклянные фрагменты надежно фиксировались, используется специальный клей, закрепляющий их на стекле-основе. При изготовлении изделия из толстого стекла, применяют второе стекло-основа, которым закрывают собранный рисунок, тем самым формируя «сэндвич».

Спекание, в свою очередь, включает в себя несколько последовательных этапов:

  • медленное нагревание, начиная с комнатной температуры и доводя до 650 – 900 градусов. Стекло плавится и становится красно-желтого цвета, при этом, края спекаются друг с другом и со стеклом-основой, образуя единое целое. Процесс слияния обычно осуществляется при температуре 800 градусов;
  • выдержка – поддерживание определенной температуры на протяжении некоторого времени, как правило, максимальной;
  • охлаждение – достаточно быстрая стадия. Резко снижается температура до уровня чуть выше температуры отжига. Чтобы добиться сильного снижения температуры, достаточно приоткрыть крышку печи;
  • отжиг – это остывание стекла до температуры, равной 580 градусам. На данном этапе стекло приобретает свою первоначальную форму и цвет;

  • полное охлаждение – остывание изделия естественным путем до комнатной температуры.

Техника фьюзинга позволяет создавать многослойные витражи с рельефным рисунком, исключая использование металлических протяжек. Витражи, изготовленные таким способом, характеризуются уникальным эффектом, напоминающим запечатленный в стекле пейзаж.

Пескоструй

Пескоструйная обработка возникла в конце девятнадцатого века и является способом удаления верхнего слоя стекла с использованием абразива, который состоит из смеси сжатого воздуха и чистого кварцевого песка. Несмотря на внешнюю простоту, эта техника требует определенных умений и опыта работы с оборудованием. Матирование стекла возможно как на всей площади, так и с использованием шаблонов, позволяющих создать гладкий рисунок на матированной поверхности или, наоборот, матовый рисунок на гладкой. Пескоструйная обработка может быть выполнена с лицевой и с обратной стороны. Помимо этого, она может быть углубленной, поверхностной или двусторонней. Размер частиц абразива, используемых для нанесения рисунка, варьируется от очень мелкого до крупного. Этапы пескоструйной обработки стекла:

  • выбор и обработка рисунка;
  • изготовление трафарета;
  • приготовление материала-основы (стекла, оргстекла, зеркала);
  • фиксация (закрепление) трафарета;
  • процесс обработки поверхности посредством подачи смеси сжатого воздуха с абразивом (кварцевым песком) под высоким давлением;
  • нанесение защитного слоя путем применения гидрофобного лака.

Различают несколько видов пескоструйной обработки:

  1. Матирование стекла абразивом, или плоский пескоструй, является наиболее элементарным способом обработки, поскольку предполагает нанесение рисунка сплошным слоем без применения шаблонов. В результате вся поверхность стекла будет матирована.
  2. Пескоструйная обработка повышенной глубины представляет собой более сложный метод, который позволяет создавать более выразительные элементы рисунка. Для её выполнения необходимо использовать стекло толщиной не менее 5 мм
  3. Рельефное травление песком аналогично углубленному по способу выполнения. Однако для этого метода требуется толщина стекла не менее 6 мм. Особенно эффектно выглядит с использованием торцевой подсветки, которая создает видимость трехмерного изображения. В качестве дополнительного элемента используется гравировка и аккуратное формирование рельефа.
  4. Пескоструйная художественная обработка предполагает создание рисунка не сплошным заполнением, а путем выборочного матирования поверхности. Благодаря этому возникают тональные оттенки и полутона, обеспечивающие реалистичность изображения и плавные переходы. Для работы подходит стекло любой толщины, однако она требует высокой точности и профессионализма.
  5. Для создания цветного пескоструйного рисунка применяют плоские, углублённые или рельефные трафареты, после чего поверхность декорируют красками.
  6. Фото-пескоструй – это инновационная методика, сочетающая цифровую фотопечать, где конечное качество изображения непосредственно обусловлено качеством используемого шаблона.

  1. Пескоструйная обработка с двух сторон – это непростой процесс, предполагающий нанесение изображения на обе стороны стекла или зеркала. Для достижения безупречного результата и эстетичного внешнего вида необходимо точное соответствие рисунков.

Расписные витражи

Ручные расписные витражи — самый востребованный и распространенный тип имитаций витражей. Это стекло, декорированное вручную с использованием специальных красок. Технология изготовления включает в себя несколько этапов:

  • создание эскиза в натуральную величину с разделением его на цветовые фрагменты;
  • перенесение рисунка на стекло: происходит это путем наложения стекла на подготовленный эскиз;
  • прорисовка контуров изображения специальными контурными красками;
  • после полнейшего высыхания контурной краски заполнение витражными красками соответствующих цветов стеклянных фрагментов.

Для создания расписных витражей применяются разные типы красок: витражные и краски, предназначенные для обжига, – каждая из них обладает уникальными характеристиками. Краски под обжиг требуют термической обработки после нанесения на стекло. Обычные витражные краски последующей обжигом не подвергаются. Росписные витражи во многом напоминают художественные стеклянные картины. Эта техника позволяет создавать готовые композиции в широком диапазоне стилистических решений. Ключевая особенность росписи – это выразительность рисунка, его оригинальность и эстетика, присущая ручной работе.

Пленочные витражи

Пленочные витражи – это, в первую очередь, экономичный способ, представляющий собой один из современных методов создания имитаций витражей. Они основаны на тонировании стекла с помощью специальных пленок, которые затем фиксируются по краям оловянной или свинцовой каймой. Ключевым достоинством этой технологии является применение листового стекла. Это не только удобно, но и обеспечивает безопасность. Также пленочный витраж отличается меньшим весом и идеально ровной поверхностью. Его можно сравнить с аппликацией, где вместо традиционной цветной бумаги используется пленка из лавсана. В связи с этим, его нельзя считать настоящим витражом, а скорее качественной имитацией, состоящей из нескольких этапов:

  • создание эскиза;
  • нанесение узора на стекло;
  • выделение контуров с помощью специальной ленты;
  • заполнение образовавшихся ячеек специальной пленкой.



Использование цельного стекла при создании витражей обеспечивает их высокую прочность, благодаря чему возможно производство витражей значительных размеров.

Заливные витражи

Заливка витражей – популярная методика, выполненная вручную. Поэтому от специалиста по изготовлению витражей необходим определенный опыт и художественный талант, позволяющие добиться качественной имитации техники Тиффани. Зачастую эту технику ошибочно принимают за роспись стекла. Однако, ключевое отличие заключается в наличии полимерного рельефного контура, который имитирует металлическую протяжку. Процесс изготовления также состоит из нескольких этапов:

  • создание эскиза, на котором подписываются все цвета, в натуральную величину;
  • обезжиривание и обеспыливание поверхности;
  • подкладка эскиза под стекло и нанесение контура рисунка с помощью полимерной краски;
  • после окончательного высыхания заполнение элементов изображения красками или лаком, согласно эскизу;
  • процесс высыхания в течение 24 часов.

Технология изготовления витражей включает в себя элементы автоматизации: сначала создается рисунок изделия в компьютерной программе, затем полимерный контур наносится с использованием специального оборудования, управляемого программным обеспечением.

Залитые витражи предлагают широкий ассортимент разнообразных изображений и орнаментов, отличаются безопасностью, экологичностью и долговечностью, а также обладают стойкостью к внешним воздействиям.

Фотопечать

Фотопечать на стекле – это собирательное наименование ряда технологий, используемых для нанесения изображений на твердые поверхности. Благодаря этой технике дизайнеры получили гораздо больше возможностей для оформления интерьеров. Изображение можно наносить как на специальную пленку, которая затем приклеивается к стеклу, так и непосредственно на его поверхность. Первый способ называется прямой печатью, а второй – изготовлением фотопечати на стекле. У каждого варианта есть свои характерные особенности. Например, при прямой фотопечати на поверхность иногда наносится лак или другой защитный слой, а для печати на пленке можно использовать как матовую, так и прозрачную пленку.

Особенности технологий фотопечати:

  1. Изображение при прямой фотопечати наносится на стеклянную поверхность любой фактуры и любого размера с использованием специализированного принтера. Для изготовления такого витража применяются специальные краски, которые под воздействием ультрафиолетового излучения и при высокой температуре проникают вглубь стекла, обеспечивая высокую детализацию и яркость рисунка при условии использования изображений с максимальным разрешением.
  2. Пленочный вид печати предполагает нанесение полноцветного изображения на пленку с последующим приклеиванием ее к поверхности с использованием полимерного клея. Под действием ультрафиолетового излучения клей затвердевает, обеспечивая надежное сцепление пленочного изображения со стеклом.
  3. Для создания триплекса используется пленочный метод, при котором рисунок сначала наносится на пленку, а затем помещается между двумя листами стекла. Этот способ печати отличается высокой надежностью и прочностью, поскольку изображение защищено стеклом с обеих сторон.



Техника фотопечати обладает рядом существенных достоинств: оперативное изготовление, возможность воссоздания внешнего вида традиционных витражей, экологичность и умеренная цена.

Фацетные витражи

Фацетные витражи – это отличный способ выделить индивидуальность архитектурного интерьера и продемонстрировать определенный статус и уровень жизни владельцев. Благодаря способности подобного декора преломлять естественный и искусственный свет, создается эффектный блеск, напоминающий сияние драгоценных камней, например, бриллианта. Технология изготовления фацетного витража схожа с классической, но отличается тем, что все или некоторые элементы стеклянной картины подвергаются специальной обработке, которая состоит из нескольких этапов:

  • сначала при помощи специального станка под определенным углом со стеклянной поверхности срезается кромка;
  • далее она шлифуется, в результате чего становится матовой и не пропускающей свет;
  • заключительный этап – полировка, с помощью которой деталь делается полностью прозрачной.

При изготовлении витражей с фацетами обычно используют полированные стеклянные пластины, толщина которых варьируется от 5 до 25 мм. Эти пластины могут быть различной формы, размера и угла огранки. Если требуется усилить эффект преломления света, снимается более широкая фаска, для чего необходимо использовать более толстое стекло, что, в свою очередь, увеличивает вес витража. Качественная обработка элементов и точная сборка гарантируют продолжительный срок эксплуатации изделия. Фацетный витраж также может быть выполнен с использованием стразов – объемных стеклянных элементов с огранкой. Такой декор предназначен для декорирования любых стеклянных поверхностей. Стразы фиксируются с помощью специального УФ-клея, благодаря чему изделие отличается высокой прочностью и небольшим весом.

К основным достоинствам фацетных витражей относятся их надежность, уникальные визуальные характеристики и продолжительный срок службы.

Матирование стекла

Матирование стекла – это способ обработки поверхности, создающий матовое изображение. В настоящее время для получения матового стекла применяют механическую обработку, обжиг, химическое травление, нанесение лаковых покрытий, ручную роспись и цветную заливку красками.

  • механическая обработка – матирование осуществляется с помощью пескоструйной обработки и гравировки;
  • химическое травление – процесс, применяющий химические реагенты для матирования стекла Химический реагент, воздействуя на стекло, разрушает его поверхностный слой. К реагирующим компонентам относятся составы с плавиковой кислотой (гели, пасты, водные растворы);
  • обжиговые технологии – технологии матирования с обжигом в печи основаны на нанесении на поверхность специального покрытия (обжиговые витражные краски) с последующим их запеканием в печи, в результате чего стеклоизделие при определенной температуре приобретает шероховатую поверхность, а изображение – матовый оттенок. Нанесение красок производится вручную и подразумевает строгое соблюдение толщины красящего слоя;
  • лаковые и пленочные технологии – используется разноцветная витражная пленка, наносящаяся на ровную или радиусную поверхность, а также применяются лаковые покрытия. В случае разбиения пленка не дает осколкам разлететься;
  • расписной метод – матирование стекла осуществляется с применением нетоксичных витражных красок двух типов: на водной и сольвентной основах. Рисунок наносится на стекло вручную с помощью кисти, трафарета и контуров;

  • цветное матирование – осуществляется с использованием цветных полимерных красок. Вначале на стекло накладывается контур по эскизу рисунка. Затем внутриконтурные ячейки заливаются цветными эмалями. Сушка производится воздушным путем в течение нескольких дней или же в течение нескольких часов в сушильной печи.

3D-витражи

3D-витражи – это инновационные технологии, которые формируют иллюзию объемного изображения, видимого с обеих сторон. В связи с этим, данная техника преимущественно используется для изготовления витражных окон и включает в себя несколько последовательных этапов:

  • создание эскиза с тщательным прорисовыванием всех деталей и подборкой подходящих цветов;
  • вырезка каждого элемента стеклянной картины с учетом эскиза, а также специальная обработка: обтачка деталей, удаление сколов и неровностей краев;
  • сборка витража и соединение всех элементов в единое целое при помощи латунного припоя;
  • вставление готового витража Тиффани между двух стекол стеклопакета;
  • высокотемпературная обработка (850 градусов) изделия в специальной печи в течение 10 минут;
  • обертывание остывшего изделия по всему периметру алюминиевой лентой, а также заливка сверху жидким каучуком.

К данной технике относятся следующие достоинства: звукоизоляция, теплоизоляция, устойчивость к ударам, безопасность, экологичность, привлекательный внешний вид.

Комбинированные

Комбинированные витражи – это наиболее яркие и художественно ценные изделия, поскольку они объединяют несколько техник, что позволяет достичь уникальных результатов, не воспроизводимых при использовании отдельного способа оформления стеклянной поверхности. Так, техника Тиффани превосходно сочетается с фацетной обработкой. Изготовление комбинированных витражей осуществляется только по индивидуальным заказам и сопряжено с определенными трудностями, обусловленными использованием в декоре одного стеклянного изделия материалов, отличающихся по своим характеристикам. Однако, данный вид витража является самым интересным и самобытным среди всех витражных техник. Комбинированный витраж позволяет воссоздать эффект трехмерного изображения, отличающийся особой реалистичностью, ощутимым объемом и глубиной.

Коллажи

Витражи-коллажи – это современный и инновационный метод, который перекликается с классическими техниками, такими как Тиффани, и также состоит из нескольких этапов:

  • разработка эскиза;
  • нарезка разноцветных фрагментов стекла;
  • сборка деталей при помощи специального полимерного раствора, в качестве основания которой (на котором производится сборка) применяется обычное прозрачное стекло.



Витраж-коллаж отличается отсутствием выраженных границ узора, что создает впечатление легкости и прозрачности композиции, характеризующейся исключительно плавными переходами. Благодаря этому конструкция таких витражей кажется непринужденной и естественной, вне зависимости от места их установки. Кроме того, используемая технология позволяет воссоздавать любые изображения.

Литые

Литые витражи создаются с использованием техники, при которой каждый элемент изготавливается вручную – либо путем выдувания, либо отливки. Толщина стекла, которое имеет фактурную поверхность, усиливающую визуальный эффект и преломляющую свет, составляет от 5 до 30 мм. Для соединения стеклянных элементов используется цементный раствор и металлическая арматура.

Каждая из техник изготовления витражей имеет свою специфическую область применения

Витражная техника Сфера применения
Классическая окна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно)
Тиффани окна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия
Фьюзинг потолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники
Расписная двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей
Пескоструй окна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей
Пленочная двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно)
Фотопечать окна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей
Фацетная окна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель
Заливная перегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель
Травление двери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала
3D-витражи окна, двери, перегородки

Роль витражей в интерьере

В итоге можно констатировать, что витражное искусство переживает возрождение и вновь входит в нашу жизнь, декорируя пространства офисов, частных домов и квартир. К тому же, современный витраж является одним из наиболее ярких инструментов в дизайне интерьера, создающее неповторимую атмосферу в помещении. Если ранее основным источником света было естественное солнечное освещение, то сегодня все чаще используется искусственное освещение и различные виды подсветки, которые формируют необыкновенную и удивительную атмосферу уюта и тепла в доме. Стекло отлично взаимодействует со светом, позволяя по-разному освещать различные зоны помещения. Благодаря современным технологиям и внедрению ряда витражных техник в массовое производство, цена на это, ранее считавшееся роскошью, стала доступной для широкого круга потребителей. Психологи рекомендуют хотя бы раз в год обновлять обстановку в доме для предотвращения стрессовых ситуаций. Роль витражей в данном случае трудно переоценить, поскольку меняя освещение, меняется не только внешний вид самого витража, но и облик всего помещения в целом.

Интерьеры

Навигация по записям

Предыдущий пост
Следующий пост

Похожие посты

Интерьеры

Оформление квартиры в Германии: дизайн пространства 44 квадратных метров

Изображение: img.freepik.com Если вы планируете ремонт в квартире, занимающей площадь до 45 квадратных метров, и ищете оптимальные решения для организации всех необходимых функциональных зон, чтобы создать уютное и комфортное пространство, то дизайн-проект одной немецкой квартиры может стать для вас источником вдохновения. Строгие и лаконичные формы, однотонные цветовые гаммы и простые…

Просмотров: 42
Читать далее
Интерьеры

Как создать незабываемую свадьбу: идеи для оформления торжества

Изображение: img.freepik.com Жизнь каждого человека представляет собой череду событий. Некоторые из них быстро забываются, другие – надолго остаются в памяти. К числу последних, безусловно, относится обряд бракосочетания. Во все эпохи свадьба считалась значимым праздником, к организации которого подходили с большой тщательностью и вниманием. И сегодня грамотная организация свадебного торжества остается…

Просмотров: 81
Читать далее
Интерьеры

Готика в интерьере: вековая изысканность

Изображение: img.freepik.com Чтобы лучше узнать человека, обратите внимание на его жилье. Дизайн интерьера отражает мировоззрение. На фоне любого стиля готический выделяется своей неповторимостью, оригинальностью и предпочтением темным тонам, среди которых преобладает черный, но также используется бордовый и фиолетовый. Реже встречается салатныйРозовый и белый цвета добавляются не для того, чтобы радовать…

Просмотров: 160
Читать далее

Свежие записи

  • Загородный дом в стиле тихой роскоши
  • Пять скульптур, которые стали символами современных городов
  • Создание уютного дома из бруса: идеи для отдыха и встреч с близкими
  • Жизнь после развода: где сейчас живет Бритни Спирс
  • Элегантный дом для семьи, ценящей утонченность
Новости МирТесен

"На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)".

©2025 Penhome

Сайт использует файлы cookie, в том числе в целях сбора статистических данных и обработки персональных данных с использованием интернет-сервиса «Яндекс.Метрика». (Политика обработки персональных данных). Если Вы не согласны немедленно прекратите использование данного сайта.